Понедельник, 2024-04-29, 13:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Анализ воспитательной деятельности | Регистрация | Вход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 1136
Статистика посещений

Анализ воспитательной деятельности

Школа сегодня – это комплекс, единый учебно-воспитательный процесс на основе базисного учебного плана, включая предметы эстетического цикла, согласно статусу школы и возможности реализации широкого спектра часов для дополнительного образования.

Воспитательная работа школы ориентирована на формирование духовно - нравственных ценностей человека.

Работу методического объединения классных руководителей в прошедшем учебном году мы посвятили системе дополнительного образования. Дополнительное образование детей является преемником внеклассной и внешкольной работы. Внешкольное воспитание - это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей.

Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в её образовании, в ранней профессиональной ориентации. Оно многообразно, разно направлено, наиболее вариативно.

В течение учебного года на базе нашей школы проведено два семинара по теме «Управление развитием системы дополнительного образования» для заместителей директора по воспитательной работе и директоров школ и учреждений дополнительного образования. В рамках семинаров Агеева Наталья Иосифовна, Паздникова Лариса Николаевна выступали на пленарном заседании, отличные отзывы получили открытые занятия Кравец Натальи Николаевны, Матыскиной Ольги Николаевны, Белогуровой Аллы Георгиевны, Поляковой Людмилы Геннадьевны. Большое количество учителей школы, также педагогов дополнительного образования: педагогов эстетического отделения, тренеров – преподавателей спортивной школы № 9, было задействовано в организации экскурсии по школе, что вызвало хорошие отклики при подведении итогов семинара.

На сегодняшний день система дополнительного образования школы №27 представляет возможность учащимся заниматься техническим творчеством, эколого-биологической, туристско-краеведческой, научно-познавательной, физкультурно-спортивной, технологической и художественно-эстетической деятельностью.

На диаграмме отражены результаты мониторинга за последние четыре года (приложение).

Таким образом, при колебаниях численного состава учащихся в школе наблюдается постоянный рост охвата учащихся системой дополнительного образования.

Чем обеспечен рост охвата учащихся? В большинстве это элективные курсы, факультативы, кружки, студии, несущие культурологический компонент образования. Система занятий культурологической направленности организована в рамках опытно – экспериментальной работы, так как с 2008-2009 учебного года школа является городской опытно – экспериментальной площадкой по разработке содержания культурно – образовательного стандарта ученика Школы Культуры.

Деятельность спецкурсов  преимущественно осуществляется в два дня – понедельник и четверг. В эти дни единовременно, на 5 – 6 уроках все учащиеся 1 – 11 классов посещают занятия по интересам.

Таким образом, мы получаем несколько преимуществ:

Во-первых, активизируется научно-методическая, исследовательская, творческая деятельность учителей, направленная на разработку и внедрение программ дополнительного образования.

Во-вторых, возрастает результативность образовательного процесса.

В-третьих, отмечается рост охвата учащихся системой дополнительного образования, в том числе ребят «группы риска».

Не смотря на то, что большинство поставленных на год задач достигнуты, в течение 2009 – 2010 учебного года, как и в прошлом году, не удалось продолжить работу по построению новой модели школьного самоуправления.

Причина в частой смене координаторов детских объединений, которые долго вникают в смысл деятельности и не способны самостоятельно принимать решение.

В целом 2009 – 2010 учебный год был насыщен мероприятиями, как традиционными, так и новыми для школы. Все мероприятия проводились на высоком уровне. Мы достигли новых высот, вернули былые заслуги. Особо отмечу занятое 2 место в смотре – конкурсе Почетных караулов Поста № 1.

Вклад в победу внесли своим участием, поддержкой и во время выступления находились на площадке Мемориала классные руководители Савина Галина Васильевна, Белолипецкая Наталья Антониновна, Кузнецова Ольга Иннокентьевна, также члены администрации и неравнодушные к школе педагоги, такие как Филиппов Юрий Михайлович, Норченко Светлана Александровна и родители учащихся.

В апреле 2010 года в рамках научно – практической конференции «Воспитание и социализация школьников и воспитанников учреждений дошкольного и дополнительного образования в современных условиях: проблемы и опыт их решения» на базе школы была организована работа двух площадок. Опыт работы представляли Савина Галина Васильевна и Вихрова Наталья Владимировна. Программа площадок была насыщенной, интересной по содержанию и не оставила равнодушным ни одного участника. По итогам работы конференции был опубликован сборник, в который вошли статьи наших педагогов.

Учителя школы умеют организовывать ребят, с честью выступить и представить свою школу, но во многом нужно работать и внутри коллектива, над общими задачами, поставленными администрацией, над воспитанием учащихся, а порой и над собой как педагогом, как человеком вообще.

Школа привлекательна для детей и родителей не только качественным уровнем основного образования, но и возможностью реализации запросов учащихся во внеурочной деятельности. Внеклассная и внеурочная работа педагогического коллектива совместно с учащимися является основным источником формирования уровня воспитанности и культуры учащихся.

В рамках школы 27 выстроена модель реализации внеурочной деятельности. Основной целью внеурочной воспитательной работы школы является гармоничное развитие учащегося с учетом его возраста, интеллекта и интересов, а также выявление и раскрытие природных способностей каждого ученика.

Модель реализации внеурочной деятельности в качестве стержня содержит воспитательную систему, соединяющую все составляющие части учебно-воспитательного процесса, базирующаяся на идеях художественно - эстетического образования и воспитания детей и тесно связанную с системой дополнительного образования в школе, что делает все мероприятия по воспитанию, формированию культа прекрасного в жизни, в искусстве более результативными.

Важный блок воспитательной системы школы это занятия по интересам после уроков. Учащиеся школы имеют возможность посещать кружки, студии, секции, клубы, ансамбли, оркестры, хоры и другие.

Большинство этих объединений имеют эстетическую, спортивную, естественно – научную направленность, где дети могут закрепить знания и умения, полученные на уроках, повысить свой профессиональный уровень, расширить кругозор.

Данная модель предоставляет учащимся возможности для формирования осознанного выбора будущей профессии, позволяет выявить и поддержать наиболее талантливых и одаренных детей. Это удаётся благодаря доступности и широкому выбору занятий для учащихся.

Уроки и внеурочная деятельность дополняют и взаимообогощают друг друга. Одна из задач учебно-воспитательного процесса, чтобы каждый ученик мог заниматься и развиваться в интересующем его творческом коллективе, студии, объединении.

Разделяя идеи культурологического подхода, мы рассматриваем образование как многомерное пространство развития и творчества, а жизнедеятельность школы - как часть культурной среды социума.

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную деятельность.

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

В соответствии со стандартами второго поколения школа должна осуществлять функционирование на основе своей общеобразовательной программы. Важной частью программы является базисный учебный (или образовательный) план. Он состоит из инвариантной и вариативной частей. В вариативной части базисного учебного плана, которая регламентирует количество часов, отводимых на обеспечение интересов и запросов учащихся, как раз и предусмотрен раздел «Внеурочная деятельность», включающий часы, отводимые на обеспечение индивидуальных потребностей учащихся, их семей, других участников образовательного процесса.

Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Учебный план школы включает в себя, наряду с общеобразовательными предметами, в разделе школьный компонент, предметы эстетического цикла, такие как музыкальный инструмент, хор, сольфеджио, ритмика, оркестр. Вариативный компонент представлен элективными курсами, факультативами учебной и культурологической направленности.

Кроме того занятость учащихся во внеурочное время обеспечивают часы кружковой работы. Огромную роль в осуществлении задач воспитания играет широкий спектр школьных и внешкольных кружков, клубов и секций, факультативов различного направления, которые удовлетворяют разнообразные интересы детей, лежащие в учебной деятельности, предоставляют детям дополнительные возможности для самоопределения в учебной работе. Всего 88 наименований занятий по интересам во внеурочное время. Это гораздо выше количественных показателей прошлых лет.

При реализации модели внеурочной деятельности основные направления, приоритетные в нашей школе, необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Таким образом, с учетом имеющихся в распоряжении педагогов школы ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения, могут быть разработаны различные типы образовательных программ внеурочной деятельности: комплексные, тематические, ориентированные на достижение результатов определённого уровня, программы по конкретным видам внеурочной деятельности, возрастные и индивидуальные образовательные программы для учащихся.

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности позволит педагогам разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате, подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого, диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности, оценивать качество программ внеурочной деятельности.

Подводя итог, предлагаю внести в решение педагогического совета следующий пункт – разработать программы воспитания и социализации учащихся, духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России на уровне школы, а на её основе творческими группами или отдельными педагогами вести разработку образовательных программ внеурочной деятельности учащихся.

Приложение
 
Занятость детей в системе дополнительного образования
Занятия по интересам

 

n     Культурное наследие в области физики

n     Уроки нравственного воспитания

n     Уроки общения

n     Развивает математика

n     Увлекательный русский язык

n     История Забайкалья

n     Поэты и поэзия Забайкалья

n     Диалог культур в праздниках

n     Уроки этикета

n     Здоровый образ жизни

n     Среда и здоровье человека

n     Экология

n     Дендрология

n     Орнитология

n     География Забайкальского края

n     Мода и стиль

n     Разговорный английский язык

n     Культура делового общения на английском языке

n     Стиль жизни

n     …

Всего 88 наименований


Хостинг от uCozCopyright MyCorp © 2024